Психологическое сопровождение Программы «Успех»

 

1.               Основные задачи психолого-педагогической работы по социализации дошкольников в программе:

 • развитие игровой деятельности;

 • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам (в том числе моральным) взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

 • формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.);

 • формирование первичных тендерных представлений (о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, тендерных отношениях и взаимосвязях);

 • формирование первичных представлений о семье (ее составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);

 • формирование первичных представлений об обществе (ближайший социум и место в нем);

 • формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, малой и большой Родине, ее природе) и чувства принадлежности к нему;

 • формирование первичных представлений о мире (планета Земля, многообразие стран и государств, население, природа и др.).

 

Общеразвивающие задачи, решение которых осуществляется в ходе освоения

всех образовательных областей:

  развитие психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения;

  освоение позиции субъекта в детских видах деятельности;

  развитие мотивационно-потребностной сферы;

  формирование и развитие самопознания;

  развитие эмоционально-волевой регуляции, в том числе саморегуляции и самоконтроля;

  развитие творческих способностей.

 

2.               Индивидуальные особенности развития того или иного ребёнка (одарённость, социальная неуверенность, медлительность или гиперактивность, недостаточность психофизического развития вследствие частой заболеваемости и др.) определяют появление особых образовательных потребностей или трудностей в освоении Программы, что требует участия в образовательном процессе не только педагогов, но и педагогов-психологов.

Психологическое сопровождение Программы — это стратегия и тактика профессиональной деятельности педагога-психолога по созданию максимально благоприятных условий освоения детьми дошкольного возраста основной общеобразовательной программы до­школьного образования.

Основные направления деятельности педагога-психолога по психологическому сопровождению Программы: просветительское, пропедевтическое, профилактическое, диагностическое, коррекционно-развивающее, экспертное.

Основные задачи деятельности педагога-психолога по психологическому сопровождению Программы:

-  содействие сохранению и укреплению психофизического здоровья детей и их эмоциональному благополучию;

-  содействие развитию ведущей деятельности дошкольного возраста и других видов детской деятельности;

-  содействие    личностно    ориентированному    взаимодействию

взрослых и детей;

-  выявление детей,  имеющих особые образовательные потреб­ности и трудности в освоении Программы, и создание оптимальных   условий для их образования;

  профилактическая,   пропедевтическая,   просветительская  работа со всеми участниками образовательного процесса (педагогами и родителями) по проблемам освоения Программы и развития детей но школьного возраста;

  сотрудничество   с   психологической   службой   общеобразова­тельного учреждения по вопросам преемственности в освоении ребёнком   основных   образовательных   программ   дошкольного   и   начального общего образования.

 

Так что же такое дисциплина?

Дисциплина – это система определенных запретов, необходимая ребенку для ощущения защищенности. За "нельзя" взрослых скрывается забота о детях. И дети это чувствуют, их жизнь становится понятной и предсказуемой. Ребенок еще очень мал и многого не знает, вокруг него существует огромный непознанный мир, таящий в себе много интересного, но и много опасного. ­Только взрослый с помощью дисциплинарных мер может обеспечить его безопасность, помочь разобраться в этом многогранном мире, его законах и особенностях. И ребенок пони­мает, что это – забота о нем, что сильный и ­мудрый взрослый вводит его в новый мир, что он знает больше, больше умеет и поможет ему, малышу, узнать и научиться тому, что умеет сам.

Трудно стать мудрым проводником, а не бездумным надзирателем. Что можно требовать от ребенка 3–7 лет? Первое, что мы должны осознать, чтобы приучить ребенка к дисциплине, – дать ему почувствовать, что его любят, – вот главная и наиболее важная часть хорошей дисциплины.

Мы начинаем приучать малыша с самого раннего детства, знакомим его с первыми "нельзя". Нельзя трогать горячее! Нельзя делать больно маме! Нельзя ползти куда захочешь – можно больно упасть! Малыш постепенно понимает: ­“Мама предостерегла его от падения, мама предупреждает, а если ее не слушать, будет больно, неприятно, обидно!“

А что происходит, если нельзя все? Тогда ребенок рано или позд­но узнает, что тот или иной запрет был неверным. Он начинает думать, что его мама не слишком­то знает, что ему нужно, или не слишком справедлива к нему. У ребенка возникает непреодолимое и обоснованное желание нарушать такие запреты. Он рассматривает каждую просьбу или требование как навязанную ему повинность и активно учится сопротивляться ей, а иногда делает все наоборот.

Что же происходит, когда все можно? Тогда ребенок думает, что мама его не предостерегает, все разрешает, а вокруг столько опасного, неприятного! Он еще очень мал и чувствует себя в опасности, ведь рядом нет кого­-то большого и надежного, а мама, наверное, и сама еще многого не знает и во многом не уверена. У ребенка возникает повышенная тревожность, неуверенность в себе, он не может научиться принимать решения, во всем сомневается.

Контроль поведения ребёнка, по мнению большинства родителей – это повышение голоса, смена интонации и наказание. «Воспитывая», таким образом, в ребёнке правила и нормы поведения, родители рискуют вырастить ребёнка неуверенного в себе, привыкшего реагировать только на «высокие нотки». Конечно, воспитание ребёнка – это процесс, который требует максимум терпения, умения слушать, понимать и принимать своего ребенка. Лишение приятного – наиболее приемлемый способ регулировать поведение ребенка. Ведь наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Итак, как наказывать ребенка, не унижая его? Выделим то, что всегда нужнопомнить взрослому, которому хочется наказать ребенка:

·                  всегда соблюдайте четкую позицию: "Я взрослый";

·                  учитывайте соответствие, равноценность проступка наказанию;

·                  общайтесь с ребенком "глаза в глаза", на уровне роста ребенка, уверенным голосом;

·                  в особых ситуациях необходимо брать ребенка за плечо, руку, останавливая его действия.

Наказание лучше действует, когда:

·                  оно применяется сразу после проступка, а не спустя некоторое время;

·                  после проступка всегда (а не иногда) следует наказание;

·                  наказание сопровождается объяснением того, почему ребенка наказали и что должен делать ребенок, чтобы его не наказывали в будущем;

·                  у ребенка теплые, любящие отношения с человеком, применяющим наказание.

Очень важно помочь ребенку исправить ситуацию. Спросить его: "Давай подумаем: как это исправить?" В конце такого тренинга важно подробно обсудить все его этапы, его необходимость и возможные варианты для продолжения работы. Все участники тренинга получают задание и тетради для записи реальных возникающих ситуаций и их анализа. Можно раздать до­полнительный информационный материал и назначить следующую встречу для обсуждения полученного задания.

  

Правила поведения взрослого при воспитании детей

·                  Нельзя унижать ребенка. Унижения разрушают положительную самооценку. Ребенок начинает чувствовать вину за то, что он вообще живет на свете. В результате может вырасти глубоко несчастный человек.

·                  Никогда не нужно угрожать. Угрозы заставляют ребенка бояться и ненавидеть угрожающего ему взрослого. От угроз ребенок не перестанет вести себя кое-­как, а если и перестанет, то только в присутствии взрослого, но потом обязательно "отыграется".

·                  Не следует вымогать обещания. Обещание, как и угроза, относятся к будущему – когда оно еще наступит? А ребенок живет в настоящем. Вымогание обещаний разовьет в нем либо чувство вины, либо циничность в словах и делах.

·                  Неразумно требовать немедленного повиновения. Ребенок не робот и не зомби. Ему нужно время, чтобы понять и принять или не принять ваше наставление. Предупреждайте его, что время игры скоро закончится. Даже в безоговорочных обязанностях должна оставаться иллюзия самостоятельности.

·                  Не нужно допекать, опекая. Иначе ребенок никогда не почувствует, что может что?то сделать сам. А это снижает самооценку и приводит к комплексам. Кроме того, излишняя опека приучает ребенка к мысли, что можно не напрягаться – и так все для тебя сделают.

·                  Нельзя слепо потакать ребенку. Чем более конкретны "да" и "нет", тем проще ребенку понять, что взрослый от него хочет. Некоторые правила ребенок будет усваивать быстро, другие же потребуют большего времени и терпения.

·                  Нужно быть последовательным, чтобы достичь понимания. Ребенок не в состоянии понять взрослые "иногда", "может быть", "отчасти" и "только по праздникам". Можно ли научиться переходить дорогу, если бы в понедельник, вторник и четверг красный свет означал "стоп", а в среду и субботу – "можно перейти"?

 

Известно, что готовых рецептов не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

 

Шпаргалка для родителей, как нужно вести себя

с ТРЕВОЖНЫМ РЕБЕНКОМ:

 

·        Избегать публичных порицаний и замечаний!

·        Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).

·        Обязательно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другими членами семьи (например, во время общего ужина).

·        Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.

·        Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.

·        Старайтесь делать как можно меньше замечаний ребенку.

·        Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.

·        Большое значение имеет оценка, она всегда должна быть положительной.

·        Необходимо отказаться от таких слов, которые унижают достоинство ребенка, даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.

·        Нельзя угрожать ребенку наказаниями.

·        Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру.

·        Родители должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая ребенка.

Отрицательное влияние телевидения и компьютерных игр

 

Подмена игры просмотром фильмов часто наблюдается у тех детей, которые ничем особенно не заняты, но, будучи предоставлены сами себе, предпочитают проводить большую часть времени у телевизора, DVD  или компьютера. Но в «телевизионной игре» не работают воображение и фантазия ребёнка, нет внутреннего плана действий, не развивается символическая функция и мотивационная сфера, то есть отсутствует всё то, что является специфическим порождением живой игры, где ребёнок выступает в качестве активного субъекта, а значит, может приобретать колоссальный, бесценный социальный опыт. Подмена живых игр «телевизионными» приводит к снижению интеллектуальной активности и творческого потенциала детей, к угасанию познавательной потребности. В дальнейшем это проявляется в отрицательном отношении к интеллектуальному труду.

В этом смысле слушание сказок, рассказов, повестей гораздо ближе по своему развивающему эффекту к игре, поскольку ребёнок должен сам представить и вообразить описываемых персонажей и ситуации, то есть здесь присутствуют и фантазия, и образное мышление, и внутренний план действия. Но как игра не может заменить чтения книг, так и книги, а тем более фильмы не могут заменить  игру.

Воздействие компьютерных игр на психику ребёнка и вообще человека можно будет оценить только через некоторое время. Но учёные (психологи и врачи) сходятся во мнении, что стоит быть очень осторожным при их применении для детей до 9 лет.

Современные исследования в области мозга показывают, что компьютерные и другие медиастимуляторы потенциально вредны мозга ребёнка. Функции внимания, воображения, чтения и письма (вербальные навыки) развиваются медленнее (особенно у мальчиков), если молодой мозг механизируется слишком рано. Так как большая часть экранных раздражителей скорее пространственная, чем вербальная, получается, что левое полушарие ущемляется в развитии.

Воздействие компьютера очень вредно и для зрения, особенно детей дошкольного и младшего школьного возраста. И нормативы здесь довольно жёсткие – не более 20 минут в день. Дошкольнику вообще не рекомендуют  сидеть за компьютером. Страдают ведь не только глаза, но и психика, и осанка.

Ребенку нужен отец

 

Ребенку нужен отец, исполняющий свою отцовскую роль. Мужественность нельзя усвоить из курса лекций. Она усваивается в обыденной жизни от отца, который служит образцом. Фрейд говорил: "У ребенка нет более сильной потребности, чем потребность в отцовской защите". С самого раннего младенчества ребенок должен знать, что у него есть отец, который может защитить его от опасности.

 

 Все возможные опасности можно разделить на три главные области, где требуется направляющее присутствие отца. Ребенок нуждается в защите от опасностей внешнего мира, от опасностей, связанных с его внутренними страхами, и в защите от избыточной опеки матери. Внешний мир - очень опасное место для маленького ребенка. Просто для того, чтобы выжить, он нуждается в защите от хитроумных приспособлений домашнего хозяйства и окрестных хулиганов.

 Отец также нужен ребенку для того, чтобы справляться с мстительными желаниями и страшными фантазиями. Каждый маленький мальчик хочет, чтобы мать находилась в его полном и нераздельном распоряжении. Он не терпит никакого соперничества и в своих снах и фантазиях избавляется от отца и братьев. Эти фантазии могут быть очень жестокими, а сны могут превратиться в кошмары. Так как ребенок в этом возрасте не способен отделить воображение от действительности, он отчаянно пугается своих фантазий. Он не может понять, что его мысли никогда не станут реальностью.

Точно так же, как отец должен защищать мать от нападений и оскорбления детей, он должен защищать ребенка от избыточной материнской опеки. Я не хочу сказать, что все матери склонны к избыточной опеке, но некоторые из них склонны нянчить детей даже тода, когда они уже вышли из младенческого возраста. Именно отцовская функция заключается в том, чтобы показать ребенку, как можно любить, не просто обеспечивая защиту, но и предоставляя свободу. Если материнская любовь показывает ребенку, что его любят, уверенная любовь отца показывает ребенку, что он компетентен. Поскольку отца, как правило, воспитывали в менее стесненной форме, чем мать, постольку ему легче, чем матери, позволить ребенку экспериментировать с независимостью. Желание отца увидеть и разрешать новые предприятия сына побуждает ребенка расти без ненужного чувства вины.

Советы  по адекватному воспитанию ребенка в семье

§   не выделять ребенка как маленького и потому пользующегося особыми привилегиями в семье. Гораздо важнее, чтобы он чувствовал свое равенство в семейном коллективе;

§   не ставить ребенка в особое положение: первый кусок, лучшее место способствуют воспитанию эгоистических наклонностей;

§   уметь отказывать ребенку твердо и решительно, если заметно, что его желание превышает возможности семьи или нарушает удобства старших;

§   учить ребенка считаться с интересами и желаниями старших, не нарушать их труда и отдыха;

§   относиться к ребенку, как к равноправному члену семейного коллектива, с уважением (выслушивать его мнение, предоставлять ему возможность принимать участие в семейных советах и т. п.);

§   закрепить за ребенком постоянный круг обязанностей и неотступно следить за их выполнением. Приучать его проявлять заботу о старших, упражнять в этом, давая конкретные поручения («Спроси, как чувствует себя больной, не надо ли ему что?», «Проводи бабушку до лифта, открой ей дверь», «Играй тихо — взрослые отдыхают», «Эту половину съешь сам, а эту оставь сестре» и т. п.);

§   учить ребенка быть общительным, доброжелательным со взрослыми и сверстниками; учить делиться игрушками, лакомствами с другими детьми и старшими;

§   присмотреться к своему ребенку — обладает ли он качествами общественности (может ли по собственному побуждению уступить удобное место кому-либо из взрослых; умеет ли проявлять заботу о старших членах семьи без вашего напоминания, разделять

§   общесемейные радости и огорчения и, др.).

 

Послушание и дисциплинированность.

§   все взрослые члены семьи ответственны за воспитание ребенка;

§   не злоупотреблять запрещениями; запреты должны быть разумными и обоснованными. Когда запретов слишком много и они отдаются по мелочам, ребенку трудно усвоить, что можно, а что нельзя;

§   быть последовательными в своих распоряжениях: дав наказание, не отменять его;

§   не злоупотреблять нотациями и нравоучениями, ребенок не всегда способен понять их;

§   если ребенок не выполнил распоряжения, прежде выяснить причину (не понял вас, не слышал, потому что заигрался, или уклонился от повиновения преднамеренно). Выяснение причины поможет выбрать правильное решение в подходе к ребенку;

§   добиваться от ребенка осознанного, добровольного послушания. Послушание под давлением родительской власти приучит его вести себя, как надо, лишь в вашем присутствии, а когда вас нет, он будет поступать, как ему заблагорассудится;

§   контролируя выполнение ребенком распоряжений взрослых, надо быть тактичными;

§   грубое слово, насмешка ранит ребенка, вызывает сопротивление указанию старших. Хороший воспитатель никогда не дает ука-1аний раздраженным или повышенным тоном, но добивается послушания.

§   Воспитание у детей уважения к взрослым

§   приказать ребенку уважать себя невозможно; уважение завоевывается всем образом жизни, отношением к людям, к труду, общественным положением;

§   не разрешать дошкольнику по отношению к взрослым панибратства, грубости;

§   рассказывать ребенку о работе близких, их общественных делах; если у членов семьи имеются награды, рассказать, за что они получены;

§   предоставлять возможность ребенку проявлять заботу о старших,

§   упражнять в добрых поступках.

 

Уважение ребенка.

§   ребенок обладает большой внушаемостью. Если он чувствует, что ему доверяют, считают его хорошим, он постарается оправдать это мнение (ребенок дает то, что с него спрашивают);

§   насмешка, грубое слово ранят душу ребенка, попирают его достоинство;

§   обращаться с ребенком так же, как с взрослым, но с «поправкой» на детство;

§   дети, у которых развито чувство собственного достоинства, хорошо реагируют на родительское слово, они более податливы педагогическим воздействиям.

§   Требовательность к детям

§   соблюдать последовательность в требованиях к ребенку. Прежде чем спрашивать с него, надо быть уверенным в справедливости и обоснованности своих требований; не отменять решений, это допустимо лишь в исключительных случаях;

§   правила, предъявляемые к ребенку, должны соблюдаться всеми членами семьи: если ребенок видит, что родителям можно, а ему нельзя, невозможно добиться желаемых результатов в воспитании;

§   в выборе способов воздействия на ребенка всегда начинать с мягких мер, и только в исключительных случаях прибегать к более сильным раздражителям.

 

Детские капризы.

§   четкий режим и содержательная жизнь ребенка — основное условие формирования положительных устойчивых привычек, предотвращающих возникновение капризов;

§   маленького ребенка легко отвлечь, умелое переключение его внимания содействует прекращению капризов;

§   не говорить при ребенке, что он капризен;

§   не обещать детям того, что не может быть выполнено, не добиваться послушания посредством подкупа. Ребенок либо перестанет верить обещаниям, либо станет подчиняться при условии, что за это получит вознаграждение;

§   не забывать о единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых. Указание, данное одним из членов семьи, должно «поддерживаться остальными, тогда ребенок не будет искать защиты то у бабушки, то у, мамы или папы;

§   детские капризы — результат неправильного воспитания, чаще всего они являются достоянием избалованных детей.

 

Наказания ребенка.

§   не забывать, что наказание — мера воспитательная, но не карательная;

§   наказание тогда достигает цели, когда помогает ребенку исправиться-, вызывает раскаяние, осуждение собственного поведения;

§   прежде чем наказывать, надо попытаться выяснить причину детского проступка;

§   не забывать об индивидуальных особенностях, часто обусловливающих поступки и «срывы» в поведении (отсутствие жизненного опыта, незнание и неумение оценивать правильно отрицательные и положительные поступки, эмоциональность, импульсивность действий, отсутствие самоконтроля, низкая самокритичность собственных поступков, большая подражательность и внушаемость, неумение проникнуть в смысл требований взрослых, стремление к самостоятельности, детская любознательность).

 

Родителям в настоящее время советуют:

§   Культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и взаимной поддержки. Счастливые дети обнаруживают большую зрелость, у них лучше развит самоконтроль и просоциальное поведение.

§   Сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного. Подавать детям пример, поддерживать и вознаграждать просоциальное поведение детей (заботу о других, помощь, сочувствие и т.д.).

§   Предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении. Ясно давать понять детям, чего от них ждут, и быть последовательными.

§   Избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей.

§   Помогать ребенку научиться владеть собой и развить чувство контроля над обстоятельствами.

§   Использовать объяснение и убеждение для того, чтобы помочь детям понять правила поведения в обществе.

Если Вам кажется, что Ваш ребенок неусидчив, невнимателен, слишком подвижен..?

 

Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью — СДВГ) проявляется у де­тей не свойственной для нормального развития им­пульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, невнимательностью. Такие дети, как правило, не могут сосредоточиться на одном предмете более или менее длительное время, не способны завершить выполнение поставленной задачи, небрежны в ее выполнении. Продуктив­ность выполнения задания обычно низкая. Часто отмечается повышенная утомляемость. Умствен­ная деятельность детей с СДВГ характеризуются цикличностью: они могут продуктивно работать в течение 5—15 минут, после чего их мозг «отды­хает» 3—7 минут, накапливая необходимую энер­гию для дальнейшей работы. Состояние утомле­ния сопровождается беспричинным раздражени­ем, плаксивостью, истериками. Могут отмечать­ся нарушения пространственной координации, проявляющиеся в двигательной неловкости, не­уклюжести.

Необычность поведения этих детей не является результатом дурного характера, упрямства или не­воспитанности, как считают многие взрослые. Ско­рее можно утверждать, что это — специфическая особенность психики, обусловленная как физиоло­гическими (нарушения в определенных структурах мозга, наследственность, патология беременности и родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни), так и психосоциальными факторами.

Среди возможных причин гиперактивности вы­деляют:

1)   пренаталъная патология (токсикозы, обо­стрение хронических заболеваний у матери, ин­фекционные заболевания, травмы в области жи­вота, принятие больших доз алкоголя и курение, иммунологическая несовместимость по резус-фак­тору, попытки прервать беременность, угроза вы­кидыша);

2) осложнения при родах (преждевременные, ско­ротечные или затяжные, стимуляция родовой дея­тельности, неправильное положение плода, асфик­сии, внутренние кровоизлияния);

3) психосоциальные (стиль воспитания в семье).

Дети с гиперактивностью обращают на себя вни­мание с первых дней жизни. Они плохо спят, чрез­мерно чувствительны к внешним раздражителям (свету, шуму, температуре, запахам), имеют повы­шенный мышечный тонус. В среднем дошкольном возрасте они обнаруживают неспособность дослу­шать сказку, выполнить какое-то действие до кон­ца. Их интересы поверхностны и недолговечны, нет попыток проникнуть в суть какого-либо явле­ния. Действия спонтанные, беспорядочные, а игры шумные. Такие дети никогда не задумываются о последствиях своих поступков, не обращают вни­мания на состояние близких людей. Они часто эго­истичны, демонстративны и требовательны, что приводит к постоянным конфликтам и развитию агрессивности. Отмечается болтливость. Дети лег­ко идут на контакт, иногда злоупотребляя терпе­ливостью окружающих.

Опасность СДВГ заключается в том, что в под­ростковом возрасте он может развиться в асоци­альное поведение (правонарушения, алкоголизм, наркотическую зависимость).

По сравнению с другими нарушениями личнос­ти и поведения дошкольников, наличие гиперак­тивности вызывает наибольшее сопротивление и протест у взрослых. Это вызвано тем, что такие дети сами по себе приносят много неудобств и, кро­ме того, будоражат окружающих сверстников, ко­торые часто их не принимают в свои игры, так как гиперактивные дети ломают постройки, непо­следовательны и агрессивны. При организации работы с ги­перактивными детьми акцент должен делаться на следующих умениях ребенка: — концентрировать внимание; — доводить начатое до конца; — контролировать свои движения; — снимать мышечное напряжение; — контролировать свои эмоциональные прояв­ления; — расширять поведенческий репертуар во взаи­модействии со взрослыми и сверстниками. Взрослые (родители и педагоги) должны понять, что дисциплинарные меры воздействия на гиперактив­ного ребенка не действуют. Эмоциональный фон общения с ребенком должен быть ровным, пози­тивным, но без эйфории от его успехов и отверже­ния из-за неудач. Тактика вседозволенности также недопустима, так как такие дети очень быстро ста­новятся манипуляторами.

Гиперактивным детям должны даваться инст­рукции, содержащие не более 10-ти слов.

Нельзя просить сделать сразу несколько поручений (убрать игрушки, почистить зубы, умыться и т. д.), так как ребенок просто не запомнит их.

Лучше давать следующее задание после выполнения предыдуще­го. Предполагается обязательный контроль каче­ства выполнения поставленной задачи.

Система ограничений и запретов должна быть четкой и неукоснительно выполняемой, количество запретов должно быть сведено до минимума (они должны касаться исключительно безопасности и здоровья ребенка). Совместно с ним должны быть разработаны санкции, которые последуют в слу­чае нарушения запрета.

Важно обратить внимание родителей на по­строение фраз в общении с гиперактивным ребен­ком. Более эффективно давать малышу позитив­ную альтернативу его негативному поведению, пе­репроектировать его. Лучше сказать «можно бе­гать на улице», чем «прекрати беготню!». Но еще более эффективно — включиться в игру ребенка, направить его неконтролируемую энергию в нуж­ное русло.

Чтобы ребенок смог услышать взрослого и вклю­читься в новую деятельность, необходимо дать ему время на подготовку, предупредить об изменени­ях. Можно использовать звуковой сигнал.

Гиперактивных детей необходимо приучать к режиму, к четкому распорядку дня. Нежелатель­но изменять его даже в исключительных ситуа­циях. При организации предметно-пространствен­ной среды ДОУ необходимо помнить о том, что гиперактивные дети вследствие двигательной рас-торможенности и отсутствия произвольного вни­мания характеризуются повышенным травматиз­мом. При организации учебных занятий необходимо продумать предлагаемый материал так, чтобы один и тот же алгоритм вырьировался в различных ви­дах. Занятия должны проводиться в игровой фор­ме с включением физминуток. Нельзя требовать от гиперактивных детей абсолютной дисциплины, это лишь снизит работоспособность и уровень усвоенйя материала. Занятие постройте так, чтобы оно включало различные методы (обыгрывание, рассказ, демонстрацию и т. д.). При непосредствен­ном выполнении ребенком задания взрослому луч­ше находиться рядом с ним, поглаживая его, успо­каивающе проговаривая его действия спокойным голосом. Главное — сохранять спокойствие и по­мнить, что в основе гиперактивности лежат орга­нические нарушения и ребенок не виноват в этом.

Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие тре­буют со стороны взрослых терпения и участия.

 

Работа с ними должна быть кропотливой и комп­лексной, так как только выработка единой систе­мы требований в ДОУ и семье может помочь адап­тироваться таким детям и быть успешными.