1. Как Кенгуреныш стал самостоятельным

Возраст: 2-5 лет.

Направленность: Страх расставания с мамой. Пережи­вания, тревога, связанные с одиночеством.

Ключевая фраза: «Не уходи. Я боюсь один».

Жила-была большая мама-Кенгуру. И однажды она стала са­мой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький Кенгуреныш. Поначалу Кенгуреныш был очень сла­беньким, и мама носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке, Кенгуренышу было очень уютно и со­всем не страшно. Когда Кенгуреныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кор­мила его кашкой с ложечки. Потом Кенгуреныш засыпал, и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.

Но иногда маленький Кенгуреныш просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кри­чать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кенгуреныш вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгуреныша не помещались. Кенгуреныш испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного. Тогда Кенгуреныш изо всех сил сжался, поджал коленки и пролез в сумочку.

Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он все-таки просидел все время в ма­миной сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Кенгуреныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгуреныш совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.

День за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кенгуренышу очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла ос­тавить Кенгуреныша и сидела с ним все время. Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгуреныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.

Вдруг в окно Кенгуреныш увидел соседских мальчиков, ко­торые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смея­лись. Им было очень весело. Кенгуреныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самосто­ятельный.

Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в мага­зин — ведь Кенгуреныш уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет домой, к своему любимому Кенгуренышу.

Вопросы для обсуждения

Чего боялся Кенгуренок? Ты боялся того же?

Почему теперь Кенгуренок не боится оставаться один, без

мамы?

2. Сказка о подсолнечном семечке

Возраст: 3-5 лет.

Направленность: Тревога и беспокойство, связанные с отрывом от матери и вхождением в детский коллектив (дет­ский сад). Страх самостоятельности, общая боязливость. Ключевая фраза: «Не уходи. Я боюсь!»

В огороде на высоком подсолнухе жила большая семья семе­чек. Они жили дружно и весело.

Однажды — дело было в конце лета — их разбудили стран­ные звуки. Это был голос Ветра. Он шелестел все громче и громче. «Пора! Пора!! Пора!!!»— звал Ветер. Семечки вдруг поняли, что им действительно пора поки­дать корзинку родного подсолнуха. Они заторопились и стали прощаться друг с другом.

Одних забирали птицы, другие улетали вместе с ветром, а самые нетерпеливые сами выпрыгивали из корзинки. Те, кто остался, с увлечением обсуждали предстоящее путешествие и то неизвестное, что ожидало их. Они знали, что их ждет какое- то необычайное превращение.

Только одно семечко грустило. Ему не хотелось покидать родную корзинку, которую все лето грело солнышко и в кото­рой было так уютно.

«Куда вы торопитесь? Вы никогда раньше не покидали дома и не знаете, что там, снаружи! Я никуда не собираюсь уходить! Я останусь здесь!»— говорило оно.

Братья и сестры смеялись над семечком, говорили: «Ты трус! Как можно отказаться от такого путешествия?». И с каждым днем в корзинке их оставалось все меньше и меньше.

И вот, наконец, пришел день, когда семечко осталось в кор­зинке одно-одинешенько. Никто над ним больше не смеялся, никто не называл его трусом, но и никто не звал его больше с собой. Семечку вдруг стало так одиноко! Ах! Ну почему оно не покинуло корзинку со своими братьями и сестрами! «Может я и правда трус?»— думало семечко.

Пошел дождь. Л тут еще и похолодало, и ветер стал злым и уже не шептал, а свистел: «Торопис-с-с-с-с-сь!». Подсолнух гнулся до земли под порывами ветра. Семечку стало страшно оставаться в корзинке, которая, казалось, вот-вот оторвется от стебля и покатится неизвестно куда.

«Что будет со мной? Куда унесет меня Ветер? Неужели я больше никогда не увижу своих братьев и сестер? — спраши­вало оно себя.— Я хочу быть вместе с ними. Я не хочу оста­ваться здесь один. Неужели я не смогу преодолеть свой страх?».

И тут семечко решилось. «Будь, что будет!»— и, собрав­шись с силами, прыгнуло вниз.

Ветер подхватил его, чтобы оно не ушиблось, и бережно опустил на мягкую землю. Земля была теплой, где-то наверху Ветер уже завывал, но отсюда его шум казался колыбельной песней. Здесь было безопасно. Здесь было так же уютно, как когда-то в корзине подсолнуха, и семечко, утомленное и изму­ченное, незаметно для себя уснуло.

Проснулось семечко ранней весной. Проснулось и не узна­ло самого себя. Теперь это было уже не семечко, а нежный зеленый росток, который тянулся к ласковому солнцу. А вок­руг было множество таких же ростков, в которые преврати­лись его братья и сестры-семечки.

Они все были рады встретиться снова, а особенно они радо­вались нашему семечку. И теперь уже никто не называл его трусом. Все говорили ему: «Ты молодец! Ты оказался таким смелым! Ведь ты остался один, и некому было тебя поддер­жать». Все гордились им.

И семечко было очень счастливо.

Вопросы для обсуждения

Чего боялось семечко?

Что решило сделать семечко? Правильно ли оно поступило

или нет?

Чтобы произошло, если бы семечко продолжало бояться?

Белочка-Припевочка

Возраст: 3-6 лет.

Направленность: Несамостоятельность.

Ключевая фраза: «Помогите, я сама не умею!»

В одном самом обыкновенном лесу, на одной из зеленых елей жила-была самая обычная беличья семья: мама, папа и доч­ка — Белочка-Припевочка. На соседних елях тоже жили бел­ки. Ночью все спали, а днем собирали орехи, потому что очень их любили.

Мама и папа учили Белочку-Припевочку, как доставать орешки из еловых шишек. Но каждый раз Белочка просила помочь ей: «Мамочка, я никак не могу справиться с этой шиш­кой. Помоги мне, пожалуйста!». Мама доставала орешки, Бе­лочка ела их, благодарила маму и прыгала дальше. «Папочка, у меня никак не получается достать орешки из этой шишки!». «Белочка!— говорил ей папа,— ты уже не маленькая и должна делать все сама». «Но у меня не получается!»— плакала Белоч­ка. И папа помогал ей. Так Припевочка прыгала, веселилась, а когда ей хотелось съесть орешек, она звала на помощь маму, папу, тетю, дядю, бабушку или еще кого-нибудь.

Проходило время. Белочка росла. Все ее друзья уже хо­рошо собирали орехи и даже умели делать запасы на зиму. А Белочка всегда нуждалась в помощи. Она боялась сделать что- то сама, ей казалось, что она ничего не умеет. У взрослых уже не было достаточно времени, чтобы помогать Белочке. Друзья стали звать ее неумехой. Все бельчата веселились и играли, а Припевочка стала печальной и задумчивой. «Я ничего не умею и ничегошеньки не могу сделать сама»,— грустила она.

Однажды пришли дровосеки и срубили зеленый ельник. Пришлось всем белкам и бельчатам отправиться на поиски нового Дома. Они разошлись в разные стороны и договори­лись встретиться вечером и рассказать друг другу о своих на­ходках. И Белочка-Припевочка тоже отправилась в дальний путь. Страшно и непривычно было ей прыгать по веткам в оди­ночестве. Потом стало весело, и Белочка была очень довольна, пока совсем не устала и не захотела есть. Но как же ей достать орехи? Никого нет рядом, не от кого ждать помощи.

Прыгает Белочка, ищет орехи — нет их и нет. День уже близится к концу, наступает вечер. Села Белочка на ветку и горько плачет. Вдруг смотрит, а на веточке шишка. Сорвала ее Припевочка. Вспомнила, как ее учили орешки доставать. По­пробовала — не получается. Еще раз — опять неудача. Но Белочка не отступала. Она перестала плакать. Подумала не­множко: «Попробую-ка я свой способ орешки доставать!».

Сказано — сделано. Поддалась шишка. Достала Белочка орешки. Поела, развеселилась. Огляделась, а вокруг большой ельник. На еловых лапах шишек видимо-невидимо. Перепрыг­нула Белочка на другую елку, сорвала шишку — там орешки, другую сорвала — и та полная. Обрадовалась Белочка, собра­ла немного орешков в узелок, запомнила место и поспешила на назначенную встречу с ветки на ветку, с ветки на ветку. Прибе­жала, видит ее родные и друзья сидят грустные. Не нашли они орешки, устали, проголодались. Рассказала им Припевочка про ельник. Достала орешки из узелка, накормила. Обрадовались мама и папа, улыбнулись друзья и родные, стали Белочку хва­лить: «Как же мы тебя неумехой звали — всех обогнала, всем силы придала и новый дом нашла! Ай, да Белочка! Ай, да Припе­вочка!».

На следующее утро белки пришли на то место, о котором рассказала Припевочка. И действительно, орехов там ока­залось очень много. Устроили праздник-новоселье. Орешки ели, да Белочку-Припевочку хвалили, песни пели и хоровод водили.

Вопросы для обсуждения                                                     

Почему так получилось, что Припевочку стали звать неуме­хой?

Что помогло Припевочке достать орешки из шишки?

Случай в лесу

Возраст: 3-6 лет.

Направленность: Неуверенность в себе. Тревожность.

Страх самостоятельных действий.

Ключевая фраза: «У меня не выйдет!»

В одном лесу жил маленький Зайчонок. Больше всего на свете ему хотелось быть сильным, смелым и сделать что-нибудь доб­рое, полезное для окружающих. Но на деле у него никогда ни­чего не получалось. Он всего боялся и не верил в себя. Поэто­му все в лесу прозвали его «Зайчишка-трусишка». От этого ему становилось грустно, обидно, и он часто плакал, когда ос­тавался один. Был у него один-единственный друг — Барсучо­нок.

И вот, как-то раз они вдвоем отправились играть к реке. Больше всего им нравилось догонять друг друга, бегая через небольшой деревянный мостик. Первым догонял Зайчонок. Но когда Барсучонок пробегал по мосту, одна доска вдруг слома­лась и он упал в реку. Барсучонок не умел плавать и стал ба­рахтаться в воде, прося о помощи. А Зайчонок, хотя и умел немного плавать, но очень испугался. Он бегал по берегу и звал на помощь, надеясь, что кто-нибудь услышит и спасет Барсучонка. Но никого поблизости не было. И тогда Зайчонок понял, что только он может спасти своего друга. Он сказал себе: «Я ничего не боюсь, я умею плавать и спасу Барсучонка!» Не думая об опасности, он бросился в воду и поплыл, а потом вытащил своего друга на берег. Барсучонок был спасен!

Когда они вернулись домой и рассказали про случай на реке, никто сначала не мог поверить, что Зайчонок спас своего дру­га. Когда же звери убедились в этом, то стали хвалить Зайчон­ка, говорить, какой он смелый и добрый, а потом устроили большой веселый праздник в его честь. Этот день для Зайчон­ка стал самым счастливым. Все гордились им и он сам гордился собой, потому что поверил в свои силы, в то, что способен делать доброе и полезное. Он на всю жизнь запомнил одно очень важное и полезное правило: «Верь в себя и всегда и во всем полагайся только на свои силы!» И с тех пор больше никто и никогда не дразнил его трусишкой!

Вопросы для обсуждения

Почему Зайчонку было плохо и грустно?

Какое правило запомнил Зайчонок? Согласен ли ты с ним?

Сказка о Вороненке

Возраст: 5—9 лет.

Направленность: Неуверенность. Боязнь самостоятель­ности. Тревожность и боязливость.

Ключевая фраза: «Я боюсь, у меня не выйдет»

Когда-то давно в одном небольшом городке на большом тополе жила Ворона. Однажды она снесла яйцо и села его высижи­вать. Гнездо было без крыши, поэтому маму Ворону морозили ветра, засыпал снег, но она все терпеливо переносила и очень ждала своего малыша.

В один прекрасный день птенец застучал внутри яйца сво­им клювиком, и мама помогла выбраться своему Вороненку из скорлупы. Он вылупился нескладным, с голеньким беспомощ­ным тельцем и с большим-большим клювом; он не умел ни ле­тать, ни каркать. А для мамы он был самый красивый, самый умный и самый любимый, она кормила сына, согревала его, защищала и рассказывала сказки.

Когда Вороненок подрос, у него выросли очень красивые перышки, он много всего узнал из маминых рассказов, но он по-прежнему не умел ни летать, ни каркать.

Наступила весна, и пришло время учиться быть настоящим вороном. Мама посадила вороненка на край гнезда и сказала:

   Сейчас ты должен смело прыгнуть вниз, взмахнуть кры­льями — и ты полетишь

В первый день Вороненок уполз в глубину гнезда и тихо плакал там. Мама, конечно, огорчилась, но ругать сына не ста­ла. Прошло некоторое время, и уже все молоденькие воронята вокруг научились летать и каркать, а нашего Вороненка мама по-прежнему кормила, оберегала и долго-долго уговаривала перестать бояться и попробовать научиться летать.

Как-то этот разговор услышала Старая Мудрая Ворона и сказала молодой неопытной маме:

   Так больше продолжаться не может, не будешь же ты всю жизнь бегать за ним, как за маленьким. Я помогу тебе на­учить твоего сына и летать, и каркать.

И когда Вороненок на следующий день сел на краю гнезда подышать свежим воздухом и посмотреть на мир, Старая Воро­на тихо подлетела к нему и столкнула вниз. От страха Вороне­нок забыл все, чему так долго учила его мама, и стал камнем падать на землю. От испуга, что он сейчас разобьется, он от­крыл свой большой клюв и... каркнул. Услышав самого себя, и от радости, что, наконец, научился каркать, он взмахнул крыльями раз, другой — и понял, что летит... И тут он увидел рядом с собой маму; они полетали вместе, а потом дружно вернулись в гнездо и от всей души поблагодарили Старую Мудрую Ворону.

Так в один день Вороненок научился и летать, и каркать. А на следующий день в честь своего сына, который стал совсем взрослым и самостоятельным, мама Ворона устроила большой праздник, на который пригласила всех птиц, бабочек, стрекоз и многих-многих других, а на почетном месте важно восседала Старая Мудрая Ворона, которая помогла не только маленько­му Вороненку, но и его маме.

Вопросы для обсуждения

Что почувствовал Вороненок, когда мама сказала, что ему пора летать?

Как ты думаешь, Вороненок хотел летать? Чего он боялся? Почему Вороненок все-таки полетел?

6.  Сказка про ежика Витю

Возраст: 4-9 лет.

Направленность: Трудности в общении со сверстника­ми. Чувство неполноценности.

Ключевая фраза: «Я плохой. Со мной никто не будет дру­жить!»

В одном лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке ежик Витя. Он был маленьким серым ежиком с кривыми лап­ками и множеством колючек на спинке. Вите очень плохо жи­лось в этом лесу. Никто из зверей не хотел дружить с ним.

  Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост. Разве я могу дружить с такой серой колючкой как ты?— гово­рила Вите лиса.

Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя одной левой,— бурчал медведь.

Ты такой неуклюжий, ни попрыгаешь с тобой, ни побе­гаешь,— пищал зайка.

У тебя же нет ни голоса, ни слуха. Лягушки на болоте — и те поют лучше тебя,— курлыкал ему прямо в ухо соловей.

Бедному ежику было очень обидно слышать такие слова. Витя подолгу сидел на берегу старого лесного пруда и смотрел на свое отражение в воде. «Ну почему я такой маленький, та­кой колючий, неуклюжий, почему у меня нет музыкального слуха?»— плакал он. Маленькие слезы ежика градом лились в пруд, но некому было даже пожалеть бедняжку. Витя так грус­тил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить, что чуть было не заболел.

Однажды утром Витя как обычно отправился на лесную поляну поискать грибов и ягод себе на завтрак. Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса и чуть было не сбила его с ног. Витя огляделся вокруг и увидел, что за лисой гонится охот­ник с ружьем. Ежику было очень страшно. «Охотник такой большой, а я такой маленький»,— подумал он. Но несмотря на страх Витя, ни минуты не раздумывая, свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги.

Охотник споткнулся об острые колючки ежика и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса уже успела убежать, а ежик поспешил спрятаться под куст. Там, дрожа от страха, Витя дождался пока охотник уйдет. Только под вечер, сильно хро­мая, ежик побрел к своей норке. Спасая лису, он повредил себе лапку, и теперь ему было очень трудно идти, потому что она сильно болела. Когда ежик наконец добрался до старой сосны, там его ждала лиса.

   Спасибо тебе, ежик. Ты очень смелый. Все в лесу испу­гались охотника и спрятались в свои норки. Никто не решился помочь мне, а ты не испугался и спас меня. Ты настоящий друг,— сказала лиса.

С тех пор ежик и лиса стали лучшими друзьями. Лиса забо­тилась о нем и приносила Вите лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у него болела лапка и ему трудно было ходить. Ежик быстро поправлялся, ведь теперь он был не одинок, те­перь у него был настоящий друг.

Ведь настоящий друг — это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг — это тот, кто не бросит в беде и не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь.

Вопросы для обсуждения

За что было обидно ежику, почему он плакал?

Что изменило жизнь ежика?

Кто такой настоящий друг по мнению ежика? А как счита­ешь ты?

7. Маленький гном

Возраст: 5-9 лет.

Направленность: Негативные чувства (ревность, обида и

пр.), связанные с рождением младшей сестры (брата).

Ключевая фраза: «Вы любите ее (его) больше, чем меня!»

В одной горной долине, где всегда лето, солнце, круглый год радуют глаз своей красотою цветы, а на деревьях растут фрук­ты, сладкие, как мед, стоял маленький домик, внешне похожий на тыкву. В этом домике жила семья гномов: папа-гном, мама- гном и маленький гномик, которого звали Шарли.

Мама и папа никак не могли нарадоваться на своего малень­кого сына. Они делали все, чтобы ему было хорошо. Папа — покупал яркие красивые игрушки, из листьев пальмы смасте­рил ему люльку. Мама убаюкивала его, рассказывала интерес­ные сказки и кормила разными лакомствами.

Шарли потихоньку рос и старался никогда не огорчать маму и папу. Он всегда их слушался, убирал за собой игрушки, учил буквы, цифры и собирался идти учиться в школу. Хотя иногда он шалил, как и все другие маленькие гномики. Родители все­гда его хвалили и говорили: «Ах, какой у нас молодец Шарли! Самый лучший гномик во всейдолине!»

И вот однажды за мамой приехала повозка, запряженная розовыми слонами, и куда-то ее увезла. Он ничего не понимал, а папа говорил: «Не переживай, мама скоро вернется и нас ждет сюрприз». Несмотря на его слова Шарли очень волновался и днями и ночами ждал маму у окна. Как-то раз глазки закры­лись сами собой, и гномик уснул прямо там.

Утром его разбудил сильный крик. Долгое время Шарли не мог понять, что происходит, но все-таки набрался смелости и в щелочку заглянул в ту комнату, где раньше никто не жил, кро­ме его игрушек. Там он увидел маму и, радостно распахнув дверь, с криком «Мама!» побежал к ней. Мама обняла его и попросила не шуметь. Она взяла Шарли за руку и подвела его к люльке — к той самой, в которой когда-то спал он сам. Гно­мик заглянул в нее, увидел там малыша, вопросительно взгля­нул на маму и она сказала: «Радуйся, сынок, теперь у тебя есть младшая сестренка. Ее зовут Ляля».

С этого момента у Шарли, как он сам считал, началась но­вая жизнь. Он перестал быть самым лучшим. Мама уже не си­дела с ним часами, а говорила, что он уже большой и сам может читать. Папа постоянно бегал куда-то и каждый раз приносил кучу пеленок, сосок и всевозможных бутылочек. А «сюрприз», который так ждал Шарли, постоянно орал.

И однажды на рассвете, после того как он не спал всю ночь, Шарли собрал свои вещи и ушел из дома. Он шел по узкой гор­ной тропинке и думал: «Я вырос и стал не нужен своим родите­лям, они променяли меня на маленькую орущую ведьму (так он называл свою сестру). Теперь я плохой. Они меня больше не любят. Что же я сделал? Я ведь почти всегда их слушался и по­могал». И стало ему так грустно от своей беспомощности и не­нужности, что он сел на большое яблоко, валявшееся на дороге, и горько заплакал. Он так сильно плакал, что около него обра­зовалось целое соленое озеро. По этому озеру на лодочке, сде­ланной из ореховой скорлупы, к Шарли подплыла мышка. Он поведал ей о своем горе и поклялся, что больше никогда не вер­нется в этот ужасный дом, пока там живет эта злодейка.

В ответ мышка рассмеялась и сказала: «Гномик, твоему горю можно помочь. Вот послушай. У меня есть младшая сестра. Когда она родилась, я во всем помогала маме. Я помогала пеле­нать сестренку, кормить, играть с ней и даже читала ей сказки. Я знала, что мама любит меня, если доверяет мне ухаживать за сестренкой. Просто настало время, когда я тоже должна ей помочь. Я поняла, что я — старшая, и мне стало от этого очень приятно».

После этих слов Шарли вскочил с места и быстро-быстро побежал в направлении к своему дому.

Он оказался у двери, когда было уже совсем темно. А мама сидела у окна и плакала. Увидев сына, она заплакала еще боль­ше, но уже от радости: «Где же ты был так долго? Папа пошел искать тебя в лес. Мы думали, что ты убежал». Шарли только заулыбался и крепко обнял маму. Он понял, что родители его очень любят.

На следующий день он уже помогал во всем маме и папе. Ляля стала его любимой сестренкой. Шарли решил, что раз он старший, то должен быть примером для сестры и всегда будет ей во всем помогать.

Вопросы для обсуждения

Почему Шарли не нравилась жизнь с маленькой сестренкой?

Как Шарли рассказал бы о своих чувствах (связанных с сестрой) своим родителям?

Что самое важное сказала мышка?

Почему Шарли изменил свое отношение к сестре?

8.  Сказка о песике по имени Тобик

Возраст: 5-9 лет.

Направленность: Негативные чувства (ревность, обида и пр.), связанные с рождением младшей сестры (брата).

Переживания, связанные с трудностью принятия роли стар­шего.

Ключевая фраза: «У меня родился братик и теперь роди­тели меня совсем не любят!»

В одной семье жил песик по имени Тобик. Хозяева очень его любили, ласкали и часто с ним играли. Как и все собаки, Тобик мог наделать глупостей, но хозяева прощали ему его недостат­ки. Жизнь Тобика была очень счастливой.

Но вот однажды в доме появился маленький котенок. Он был совсем крохотным и беспомощным, и хозяева уделяли ему гораздо больше времени, чем Тобику. Котенка кормили из рук, ласкали и разрешали ему все то, что Тобику теперь запреща­лось. «Ты уже большой,— говорили ему хозяева.— Веди себя как следует». А любимая хозяйка почти забыла о бедном песи­ке и все время возилась с этим котенком.

Тобику стало казаться, что его совсем не любят, у него про­пал аппетит и он стал плохо спать по ночам, а однажды завыл от тоски, но его за это наказали. Тобик считал котенка винов­ником всех своих несчастий, но чем больше он на него злился, тем чаще хозяева наказывали бедного Тобика. И от этого он еще больше ненавидел противного котенка.

Однажды его терпенье лопнуло: котенок посмел утащить его любимый мячик и стал гонять его по всему дому. Тобик не удержался и укусил котенка за хвост. Котенок завопил от боли, а хозяева отшлепали Тобика. От этого он еще больше вознена­видел котенка и вечером уснул, мечтая о том, что завтра он его как следует отделает.

Тобику приснился странный сон... Он оказался в незнако­мом городе, вокруг никого не было. Он бежал по пустынным улицам и никак не мог найти свой дом. Наконец, уставший и голодный, он решил попроситься на ночлег и постучал в бли­жайшую дверь. Дверь открылась и из дома вышел... огромный кот! «Убирайся отсюда!— закричал кот.— Это город кошек и тебе здесь не место». Тобик оглянулся и увидел, что его окру­жает целая толпа кошек: они злобно шипели и грозили ему острыми когтями. Испуганный Тобик бросился бежать.

Он был в отчаянии: один в чужом городе, все гонят его прочь... и неоткуда ждать помощи. И тут навстречу ему вышел маленький котенок, как две капли воды похожий на любимца хозяев. «Почему у тебя такой несчастный вид?— спросил ко­тенок.— Может, я смогу помочь?» Тобик рассказал ему о сво­их несчастьях, и котенок пожалел его. Он привел Тобика в свой дом, накормил и даже уступил ему свою постель, а сам устроился рядом. Они оба сладко заснули.

Проснулся Тобик в своем доме, но рядом с ним лежало что- то теплое и пушистое. Оказалось, это маленький котенок, ко­торый забыл про свой искалеченный хвост и пришел помирить­ся со своим обидчиком. Тобик уже не злился на котенка, ему стало стыдно за то, что он обижал слабого малыша. Он нежно лизнул котенка в лоб, и с тех пор они жили очень дружно. Хозяева были просто счастливы, потому что на самом деле любили обоих одинаково.

Вопросы для обсуждения

Из-за чего Тобик думал, что хозяева его больше не любят?

Что было самое главное во сне, увиденном Тобиком?

Почему Тобик помирился с котенком? Правильно ли он сде­лал?

9.  Роза и ромашка

Сказка Кати Киселевой, ученицы 5 класса

Возраст: 4-10 лет.

Направленность: Низкая самооценка. Неуверенность.

Чувство неполноценности.

Ключевая фраза: «Я некрасивая и плохая».

В маленьком городе без названия был крошечный садик, в ко­тором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от розы росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ро­машку окружало множество разнообразных полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной желтенькой головке была большая мечта — стать прекрасным, необычным цвет­ком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок, когда шли обильные дожди, розу накрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. «Как же ей хорошо,— думала ромашка.— Оказаться бы мне на ее мес­те»,— не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылышки бабочек.

Но вот однажды шел по дорожке ребенок. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: «Какой красивый цветок!». Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она счита­ла себя самым уродливым растением. Малыш просветил ро­машку, она поняла, что все цветы хороши по-своему.

Вопросы для обсуждения

Почему Ромашка с восхищением смотрела на розу?

Что значит «все цветы хороши по-своему»?

Можно ли эту фразу сказать про людей?

10.Цветок по имени Незабудка

Возраст: 4-9 лет.

Направленность: Низкая самооценка. Чувство неполно­ценности. Ощущение себя «белой вороной». Зажатость, ско­ванность.

Ключевая фраза: «Я не такой, как все».

Недалеко от большого города был лес, а в лесу — поляна, на которой росли разные лесные цветы. В хорошую погоду, когда солнце ласково пригревало, на поляну прилетали бабочки, а в траве запевали свои звонкие песни кузнечики. Легкий вете­рок, пролетая над лесом, раскачивал цветы, траву и деревья, принося с собой приятную прохладу.

Цветы на этой поляне были самые разные и, что самое вол­шебное,— они умели разговаривать. Каждый цветок расска­зывал другому лесные новости или играл с другим цветком в мячик из капелек росы. Им было весело и интересно жить на этой лесной поляне.

И вот однажды утром на поляне появился новый цветок — на тоненьком стебельке, с маленькими листиками и очень ма­леньким нераскрывшимся зеленым бутоном.

  Ты похож на обыкновенную траву,— сказали большие красные цветы Мака.— Ведь ты такой же зеленый.

  Нет,— ответил новый цветок,— я цветок Незабудка.

  Да какой же ты цветок, если твой бутон не раскрылся!— сказали Ромашки, покачиваясь на тонких ножках.— Вот мы, Ромашки, на этой поляне уже давно, а цветов по имени Неза­будка незнаем.

  Таких цветов не бывает,— зазвенели Колокольчики.— Нас много живет на этой поляне, мы не знаем цветка по имени Незабудка.

И все цветы на поляне сказали: «Нет такого цветка, ты не наш, мы не будем дружить с тобой!».

Маленькая тоненькая зеленая Незабудка посмотрела на себя. «Да. Я вся зеленая и бутон мой не раскрылся, говорить со мной никто не хочет и играть тоже...» От этой мысли она почувство­вала себя такой одинокой и всеми покинутой! Ей сделалось так  грустно, что она стала увядать: и без того тоненький стебелек стал еще тоньше, листочки опустились, нераспустившийся бу­тон наклонился к земле.... Незабудка уже совсем завяла, как вдруг пошел дождик, который напоил Незабудку спасительной влагой. Незабудка ожила и снова услышала голос Ромашки:

   Смотри, какой у меня большой цветок с желтой сере­динкой и белыми лепестками. Я похожа на солнце!

   А мы,— зазвенели колокольчики,— самые звонкие на всей поляне. Знаем много песен и лесных историй.

А маленькой тонкой Незабудке опять нечего было сказать, да ее и никто и не слушал, ведь она и не похожа на цветок.

«Надо собрать все свои силы, чтобы мой бутон распустил­ся и они увидели, что я тоже цветок»,— подумала Незабудка.

Вдруг на поляну пришли какие-то люди, и Незабудка испу­галась, что на нее наступят, что уже никто ее не увидит, ведь она такая же зеленая и тонкая, как трава. Но, к счастью, этого не случилось.

И на следующий день у Незабудки из бутона появился цве­ток — очень красивый, голубой с белым отливом, по форме своей не похожий ни на один цветок на поляне.

   Смотрите, смотрите, какой красивый цветок у нас на поляне!— зазвенели Колокольчики.

  Какой он изящный и как прекрасны его лепестки!— за­метили Маки.

   Он стал лучшим украшением нашей лесной поляны,— сказали Ромашки,— Как это хорошо, что такой великолепный цветок появился именно на нашей поляне.

На радостные голоса цветов прилетели птицы, которые ста­ли щебетать:

  Летая по всему лесу, мы нигде не встречали такого пре­красного и необычного цветка.

Цветы устроили бал в честь Незабудки, где она танцевала и пела лучше всех и рассказала самую интересную лесную исто­рию. Бал в ее честь продолжался целый месяц. Ее выбрали Королевой бала цветов и на ее венчике засверкала корона. Не­забудка на королевском троне испытала большое счастье и радость, ведь она сама смогла найти в себе силы для того, что­бы ее бутон раскрылся и все увидели, что она, Незабудка — прекрасный цветок.

Вопросы для обсуждения

Почему все цветы «нападали» на Незабудку? Что она при этом чувствовала?

С тобой когда-нибудь случалась похожая история?

Что помогло Незабудке превратиться в красивый цветок?

«На самом деле Незабудка всегда была красивой, просто

сначала этого никто не видел». Согласен ли ты с этим?

 

Игры с гиперактивными детьми

 

"Найди отличие"

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивает- ся. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

 

"Разговор с руками"

Цель: научить детей контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что -то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина

 

"Говори!"

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее. "Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!" Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?"

 

"Кричалки—шепталки—молчалки"

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — "кричалку" можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — "шепталка" — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчанками".

 

"Морские волны"

Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

По сигналу педагога "Штиль" все дети в классе "замирают". По сигналу "Волны" дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д. По сигналу учителя "Шторм" характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой "Штиль".

 

"Ловим комаров"

Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.

Скажите детям: "Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде "Начали!" вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет "ловить комаров" в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде "Стой!" вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? "Начали!"... "Стоп!" Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!"

 

"Ласковые лапки"

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

 

"Гвалт"

Цель: развитие концентрации внимания.

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

 

 

Источник: "Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми" (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Речевые упражнения

 

Если ваш ребенок неразговорчив, то сами вызывайте его на разговор. Спросите, что он собирается сейчас делать, как будет строить домик, какие детали для этого ему понадобятся, какую книгу прочитал ему папа, о чем там говорится.

Дети очень любят, когда взрослые читают им, причем то, что им понравилось, готовы слушать и в пятый, и в десятый раз. («Я всегда-всегда буду читать эту книгу. Я всю жизнь буду читать эту книгу, пока не умру» — В. С. Мухина «Близнецы».)

Не стоит раздражаться, досадовать на просьбу детей еще раз почитать полюбившуюся сказку. Но надо стремиться к тому, чтобы малыш не оставался только слушателем. После чтения непременно проверьте, все ли он понял, спросите его, что ему понравилось, как он оценивает поступки героев сказки или рассказа. Такие беседы помогут ребенку глубже усвоить произведение и лучше его запомнить.

Одновременно с расширением словаря у ребенка совершенствуется и звуковая сторона речи.

В дополнение к приведенным выше предлагаются еще несколько игр, направленных на развитие слухового внимания, восприятия и речевого слуха.

•    «Скажи, что ты слышишь». Посадите ребенка рядом с собой, предложите ему, закрыв глаза, внимательно послушать и сказать, что он слышит вокруг себя (тиканье часов, хлопанье дверей, стук посуды на кухне, шум улицы). Такую же игру можно провести в лесу, в парке. Так, в лесу ребенок может услышать шелест листьев, стук дятла по дереву, кукование кукушки.

•    «Будь внимательным». Игра предназначена для развития у ребенка умения слышать и различать звуки в словах. С небольшим интервалом произнесите слова: мама, сок, собака, вата, снег, коробка, телефон, сапоги, туча, соловей— и предложите ребенку, когда он услышит в слове звук [с], хлопнуть в ладоши. Если ребенок затрудняется выделить звук [с], то его в словах нужно произносить протяжно: с-сок, с-собака.

Предложите ребенку хлопать в ладоши, когда он услышит звук [з]в словах: замок, конфета, пальто, зонт, зайка, лейка, завод, змея, кот, машина, зубы.

Предложите ребенку подобные игры со словами, включающими звуки [ш], [ж] (когда услышит эти звуки, надо поднять руку): шуба, рыба, шишка, труба, платье, шар, топор, школа, шина, ведро; жук, рука, дыня, жаба, конь, живот, одеяло, желуди, валенки, жираф.

Такую же игру можно провести и на различение звуков [р] и [л].

Игры постепенно можно усложнять —вводить слова, в которых звуки находятся в разных позициях: в начале, в середине и в конце слов. Следует учитывать, что звонкие согласные в конце и в середине слов перед глухими оглушаются, поэтому такие, к примеру, слова, как газ, еж, кружка, давать не следует (произносятся как гас, еж, крушка).

Обычно на пятом году жизни артикуляционный аппарат ребенка уже достигает достаточного совершенства для того, чтобы малыш мог правильно произносить все звуки. Однако у некоторых детей еще может наблюдаться вялость мышц языка, губ, нижней челюсти, это вызывает ошибки в произнесении отдельных звуков и общую нечеткость речи. Поэтому тренировка артикуляционного аппаратапродолжает оставаться важной задачей.

Предложите ребенку такие упражнения:

Ø     при широком открытом рте упираться кончиком языка то в верхние, то в нижние зубы («язычок заблудился и не может найти выход на улицу»),

Ø     подтягивать кончик языка к носу, делать язык то широким («лопаточкой»), то узким («огурчиком»);

Ø     кончиком языка постучать по верхним резцам («Постучимся в дверь»); пощелкать языком («как лошадки стучат копытами»).

Для улучшения подвижности губ ребенок может протяжно (без участия голоса) имитировать гул самолета (звук [у]), ржание лошадки (звук [и]), плач маленькой девочки (звук [а]).

При произнесении слов шепотом, как правило, работа артикуляционного аппарата усиливается.

• «Секрет». Шепотом произнесите слово, фразу или небольшое стихотворение и предложите ребенку по секрету передать сказанное кукле (мишке). Например: «Сегодня после завтрака мы пойдем в парк» — и предложите ему повторить эту фразу кукле (мишке) так, чтобы не слышал зайчик. При произнесении фраз шепотом необходимо следить за тем, чтобы ребенок отчетливо выговаривал звуки и слова.

Есть дети, которые порой ленятся говорить хорошо, хотя и могут произносить слова достаточно отчетливо. В таких случаях надо почаще напоминать о необходимости говорить четко: «Скажи лучше. Ты ведь умеешь говорить хорошо». Иногда полезно сделать вид, что вы не понимаете, что хочет ребенок, и предложить ему сказать так, чтобы все было понятно.

Для уточнения, закрепления и различения звуков рекомендуем следующие игры.

Звук ш

•    «Сердитая змея». «Ползла по траве змея. Увидела она ежа, испугалась его и зашипела: ш-ш-ш...» Спросите ребенка, как шипела змея.

•    «Прогони воробьев». «Накрошила Таня в миску крошек, чтобы покормить цыплят. Но прилетели воробьи и стали клевать крошки. Увидела Таня воробьев, замахала руками и закричала: ,,Кыш-кыш-кыш“». Предложите ребенку четко воспроизвести эти звукосочетания.

•    Предложите ребенку повторить чистоговорки: «Нашей Маше дали манной каши», «Не найду я ушки у нашей лягушки».

•    Выучите с ребенком стихотворение и русскую народную песенку:


 Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу,

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

А. Барто

 

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Маше спать не даешь?

 

Звук ж

•    «Муха». «Катя играла с куклой. Вдруг в комнату залетела большая муха и громко зажужжала: ж-ж-ж...» Спросите ребенка, как зажужжала муха.

•    Предложите ребенку повторить чистоговорки: «У ужа— ужата, у ежа—ежата», «Лежит ежик у елки, у ежа иголки».

•    Выучите с ребенком стихотворение:

Жил на свете Пирожок.

Проглотил он Творожок.

А его за это Проглотила Света.

И. Курлат

Различение звуков ш и ж

•    Предложите ребенку поочередно воспроизвести то шипение змеи, то жужжание мухи, то есть произнести протяжно то звук [ш], то звук [ж]: ш-ш-ш...—ж-ж-ж... —ш-ш-ш...

•    Попросите ребенка повторить чистоговорки: «У ежа — ежата, а у мишки —медвежата», «Желуди у мышки, а шишки у мартышки».

•    Выучите с ребенком стихотворение:

Мышка в кружечке зеленой

 Наварила каши пшенной.

Ребятишек дюжина

Ожидают ужина.

Всем по ложечке досталось —

Ни крупинки не осталось!

Чешская песенка, пер. С. Маршака

Различение звуков с и ш

•    Предложите ребенку поочередно произнести то звук [с], то звук [ш]: с-с-с... —ш-ш-ш... —с-с-с...

•    Попросите ребенка повторить чистоговорки: «Саша любит сушки, а Соня—ватрушки», «Саше дали кашу, а Клаше—простоквашу», «Шапка да шубка—вот и весь мишутка».

•    Выучите с ребенком:

Как у нашего кота

Шуба очень хороша.

Как у котика усы

 Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые.

Русская народная песенка

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить

 И конфетку положить...

3. Александрова

Различение звуков з и ж

•    Предложите ребенку поочередно воспроизвести то песню комарика, то жужжание мухи, то есть произнести то звук [з], то звук [ж]: з-з-з...—ж-ж-ж...—з-з-з...

•    Попросите ребенка повторить чистоговорки: «У Зины много забот: заболел у зайки живот», «У маленькой Зины медвежонок в корзине».

•    Выучите с ребенком:

По полю бежал,

В огород забежал,

Морковку нашел,

Сидит и грызет.

Иди прочь!

Хозяин идет!

 

Русская народная песенка

Убежало,

Убежало,

Убежало молоко,

Я с трудом

 Его поймала.

Быть хозяйкой нелегко!

Р. Фархади

Звук ч

•    «Паровозик». Предложите ребенку «побыть паровозиком», который, отходя от станции, пыхтит (произносится отрывисто звук [ч’]: ч-ч-ч-ч...).

•    Выучите с ребенком стихотворения:

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

—    Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч!

А. Барто

Верблюжонку в клетку

 Бросили конфетку.

—    Лучше бы колючек,

Не люблю тянучек!

Э. Котляр

Звук щ

•    «Песня пилы». Предложите ребенку внимательно послушать, как «поет» пила, когда она пилит доски (произнесите протяжно звук [щ’]), а затем воспроизвести ее «песню», то есть протяжно и отчетливо произнести звук [щ’].

•    Попросите ребенка повторить чистоговорки: «Волки рыщут, пищу ищут», «Щипцы да клещи —вот наши вещи».

 

Различение звуков ц и ч

•    Предложите ребенку поочередно то произнести звук [ц], то воспроизвести пыхтение паровозика, который отходит от станции, то есть произнести звук [ч’]. Звук [ц] произносится протяжно: ц-ц-ц..., звук [ч’]—отрывисто: ч-ч-ч...

•    Попросите ребенка повторить чистоговорки: «У цапли— цыпленок, у зайки —зайчонок», «Цыплята и курица пьют чай на улице».

•    Выучите с ребенком стихотворения:


 

Я умею обуваться,

Если только захочу.

Я и маленького братца

Обуваться научу...

Е. Благинина

 

 

Встретил ежика бычок

И лизнул его в бочок.

Но, лизнув его, бычок

Уколол свой язычок.

А колючий еж смеется:

В рот не суй что попадется!

П. Воронько


Различение звуков с (сь) и щ

•    Предложите ребенку поочередно произносить то звук [с], то звук [щ’]: с-с-с...—щ-щ-щ.!. —с-с-с...

•    Попросите ребенка повторить чистоговорку: «У осы не усы, не усищи, а усики».

•    Выучите с ребенком стихотворения:


...Под лавкой скулит

 Позабытый щенок.

Он очень грустит,

Он совсем одинок.

А если идет он с Наташей гулять,

Он лает и скачет,

Щенка не узнать...

И. Холин

А соминые усищи

 Словно длинные шнурки.

Ими сом повсюду рыщет

И себе укрытье ищет

На песчаном дне реки.

Г. Люшнин


 Звуки Л—ЛЬ

•    Предложите ребенку громко и протяжно произнести звук [л].

•    Попросите ребенка повторить чистоговорки: «Мама Милу мылом мыла, Мила мыла не любила», «У елки иголки колки», «На мели мы налима ловили».

•    Выучите с ребенком стихотворение и потешку:


Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

Е. Измайлов

Лиса по лесу ходила,

Лиса голосом вопила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела.

Русская народная песенка


Звуки р—рь

•    Предложите ребенку произнести звук [р] громко и протяжно (как рычит тигр).

•    Попросите ребенка повторить чистоговорки: «Крашу крышу красной краской», «На горе, на горке ревет Егорка», «Во дворе горка, под горкой норка», «В этой норке крот, горку стережет».

•    Подберите картинки с изображением таких предметов, в названии которых есть звук [р] ([р’]), находящийся в начале, середине и в конце слова: рыба, Буратино, шар, редиска, курица, дверь. Предложите ребенку назвать эти предметы.

•    Выучите с ребенком стихотворения:


Рах-трах-тарарах!

Раскатился гром в горах,

Прогремел над черной тучей,

Прорычал над черной кручей.

Пусть в горах грохочет гром!

Все равно гулять пойдем!

Н. Костарев

Носит Мама-кенгуру

 В теплой сумке Детвору.

А ребятки-кенгурятки

Целый день

Играют в прятки.

 

Б. Заходер

 

Различение звуков л и р (ль и рь)

•    Предложите ребенку произнести протяжно то звук [л], то звук [р]: л-л-л...—р-р-р...—л-л-л...

•    Попросите ребенка повторить чистоговорки: «Лара у Вали играет на рояле», «Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели».

•    Выучите с ребенком стихотворения:

Муха по небу летала,

Кувырком в трубу упала.

Ножки три недели

У нее болели.

Пересказал с чешского С. Маршак

—    Что ты плачешь, крокодил?

—    Я лентяя проглотил.

И теперь лежу, рыдая,

Превращаясь сам в лентяя.

Н. Осипова

Чтобы речь ребенка была плавной, надо избавить ее от лишних пауз. Для этого необходимо продолжать тренировку речевого дыхания.
Источник:
http://www.medn.ru/statyi/Razvitierechirebenka45god.html