Рекомендации по подготовке руки дошкольника к письму

На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка необходимо прежде всего ориентироваться в собственном теле и пространстве. Этот навык формируется еще в младшем дошкольном возрасте. Но, в связи с тем что это достаточно сложный процесс для детей, уделять этому внимание необ­ходимо постоянно. На последующих возрастных этапах идет формирование умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Помочь в этом деле могут игры-путешествия, «бродилки», игры в поиск кладов.

Умение различать правую и левую стороны — важная пред­посылка для многих видов деятельности в процессе обуче­ния. Для этого можно использовать следующие упражнения:

1.Научить показывать правую и левую руку.

2.Поднимать поочередно правую и левую руку. Учить брать предметы правой и левой рукой.

3.Учить различать другие парные части тела.

4.Показывать левой рукой правые парные части тела (ана­логично левой рукой).

Далее необходимо переходить к формированию ориенти­ровки в окружающем пространстве:

а)            определение пространственного расположения пред­метов по отношению к ребенку;

б)            определение сторон одного предмета;

в)            определение пространственного соотношения между несколькими предметами.

Эти игры-упражнения представляют собой следующее: взрослый дает четкую инструкцию и следит за ее выполнени­ем ребенком. Например, даются три предмета — ручка, кни­га, карандаш. Инструкция: положить книгу перед собой, спра­ва от нее положить карандаш, слева от карандаша положить ручку. Другой вариант — с использованием рисования: нари­совать в центре листа квадрат, а слева от него — круг.

В ходе реализации данного направления работы можно использовать:

§книжки-раскраски (лучше использовать цветные каран

Даши);

§копирование картинок на прозрачную бумагу;

§рисование и копирование узоров и орнаментов;

§занятия с пластилином и глиной;

§выполнение аппликаций отщипыванием, с применени­ем техники мозаики, когда на определенный контур на­клеиваются кусочки цветной бумаги;

§нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок.

Очень интересным является упражнение «Кулак, ребро, ладонь». Ребенок последовательно производит следующие движения: удар по столу кулаком, удар по столу ребром ладони, удар по столу ладонью. В таком порядке движения повторяются как можно большее число раз. Задача: выпол­нять движения в правильной последовательности. Упраж­нение выполняется сначала одной рукой, йотом одновременно двумя. Ее можно проводить среди детей как соревнование.

A.JI. Сиротюк [138, 139], занимающаяся вопросами раз­вития межполушарного взаимодействия на основе нейропси- хологических подходов, предлагает для развития мелкой мускулатуры самомассаж рук:

  подушечки четырех пальцев правой руки установить у основания пальцев левой руки с тыльной стороны ладо­ни. Пунктирными движениями смещать кожу к лучеза­пястному суставу. Проделать то же с другой рукой;

  кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Ребром ладони правой руки имитировать «пиление» по всем направлениям тыльной стороны правой ладони. Проделать то же с другой рукой;

  кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Правой рукой сделать массаж тыльной стороны ладони левой руки. Проделать то же с другой рукой;

  костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки дви­гать вверх-вниз по ладони левой руки. Проделать то же с другой рукой;

  фалангами сжатых в кулак пальцев производить дви­жения по принципу «буравчика» на ладони массажиру­емой руки. Проделать то же с другой рукой;

  самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Согнутыми указательным и сред­ним пальцами правой руки делать хватательные движе­ния на пальцах левой руки. Проделать то же с другой рукой;

  движения как при растирании замерзших рук;

8) подушечку большого пальца правой руки положит!, им тыльную сторону массируемой фаланги пальца лоно it руки. Массируйте спиралевидными движениями.

Кроме того, можно порекомендовать:

§одновременное рисование обеими руками, например, гео­метрических фигур, сначала одинаковых, а затем и paзных;

§одновременное рисование перекрещенными руками ми двух листах бумаги;'

§определение предмета, вырезанного из тонкой наждач­ной бумаги, посредством обведения его контура с закры­тыми глазами;

§игру «Чудесный мешочек», когда в мешок складывают­ся различные предметы, задача ребенка на ощупь опре­делить их;

§игры в песке или крупе, в который закапываются раз­личные мелкие игрушки, а ребенок их постепенно отка­пывает и определяет на ощупь, что он нашел.

Далее необходимо ребенка научить правильно сидеть при письме, правильно держать ручку.

 

Психическое развитие детей 6-7 лет

 

У детей старшего дошкольного возраста уже сформи­рована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетент­ность проявляется, прежде всего, в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, уме­ний и навыков.

У ребенка развито устойчивое положительное отноше­ние к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в реше­нии социальных и бытовых задач.

При организации совместных игр ребенок использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

Развитие произвольности и волевого начала проявля­ется в умении следовать инструкции взрослого, придер­живаться игровых правил. Ребенок стремится качествен­но выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Попытки самостоятельно придумать объяснения раз­личным явлениям свидетельствуют о новом этапе разви­тия познавательных способностей. Ребенок активно инте­ресуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.

Детям старшего дошкольного возраста свойственно пре­обладание общественно значимых мотивов над личностны­ми. Происходит постепенное разрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективистской направленностью лич­ности в пользу децентрации. В процессе усвоения нравствен­ных норм и правил формируется активное отношение к соб­ственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.

Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий. Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в свя­зи с собственной художественно-творческой деятельности ребенка.

Ключевыми моментами эмоционального развития ре­бенка старшего дошкольного возраста являются:

  освоение социальных форм выражения эмоций;

  формируется чувство долга, получают дальнейшее раз­витие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;

  благодаря речевому развитию эмоции становятся осо­знанными;

  эмоции являются показателем общего состояния ре­бенка, его психического и физического самочувствия. Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста

достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает резуль­тат деятельности, чем поведение.

В 6—7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу несколь­ких признаков предметов, в выделении наиболее суще­ственного в предметах и явлениях, в переносе усвоен­ных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.

У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятель­ность, которая проявляется в словесном творчестве (счи­талки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т. д. Происходит постепенный переход от игры как ве­дущей деятельности к учению.

Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ

 

Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения.

Модель выпускника имеет большое значение.

Во-первых, она выполняет интегрирующую роль по отношению к другим составляющим образам дошкольного учреждения,

Во-вторых, является основой для разработки целевых ориентиров воспитательно-образовательного процесса, позволяющих максимально учитывать особенности окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие педагогического коллектива

В-третьих, модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности воспитательно-образовательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов, медицинских работников ДОУ и родителей о желаемых результатах.

 

По мнению многих родителей готовый к школе ребенок это тот, кто:

·     умеет читать,

·     считать, хотя бы до 20,

·     правильно держит в руке карандаш,

·     выполнять элементарные логические действия (играть в лото, собирать пазлы…)

 На современном этапе дошкольного образования и требований, выдвигаемых школой перед первоклассником,  акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность». Вот портрет старшего дошкольника, готового к обучению в школе: 

·             Физически - развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

·             Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

·             Эмоционально отзывчивый. Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

·             Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

·             Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребёнок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями  о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

·             Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

·             Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;  об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

·             Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

·             Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

 

В портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности.